ТРЕБОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ

Современная миграционная политика Российской Федерации направлена

на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения

демографических проблем страны.

Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными

актами.

Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:

—Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных

граждан и лиц без гражданства в РФ»

— Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;

— Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных

граждан в РФ»;

— тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ

МВД (ФМС);

—межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими

государствами об урегулировании данного вопроса;

— отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов

РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных

граждан.

Основные типы правонарушений в сфере миграции

Основные категории нарушений миграционного законодательства связаны:

— с пересечением государственной границы;

—с пропиской и постановкой на миграционный учет;

— с трудоустройством;

—с подтверждением легального пребывания на территории страны.

Административные проступки выражаются в просрочке разрешительных документов,

несоблюдении сроков посещения подразделения ГУВМ для постановки на учет, фиктивной

прописке, нелегальном трудоустройстве и др.

Порядок привлечения к труду иностранной рабочей силы зависит от статуса мигранта:

—временно пребывающий (с миграционной картой и патентом);

— временно проживающий (с РВП);

— постоянно проживающий (с ВНЖ).

При двух последних ни работодателю, ни иностранному сотруднику не надо получать

дополнительных разрешений на трудоустройство.

Основная часть трудовых мигрантов приезжает в РФ на «заработки», и РВП им

оформлять нет надобности.

В случае оформления в компанию временно пребывающего иностранца, работающего

по патенту, нужно соблюдать такие требования:

— встать на учет как работодатель (если мигрант приехал по визе);

—мигранты из дальнего зарубежья («визовые») принимаются в рамках квоты;

— заключить трудовой договор и уведомить об этом факте миграционные органы в

течение 3 дней.

Миграционный учет: нормы закона

Каждый иностранец, въезжающий на территорию России, обязан встать на

миграционный учет. Для этого нужно посетить отделение ГУВМ по месту проживания и

сообщить ответственным лицам, где мигрант собирается жить.

Общие сроки постановки на миграционный учет – 7 дней, любая просрочка

расценивается как нарушение режима пребывания, за что предусмотрены соответствующие

санкции.

Но есть исключения, обозначенные в международных соглашениях, например, для

граждан – участников ЕАЭС сроки постановки на учет увеличиваются до 30 дней.

В госорганах мигранту выдается подтверждающий документ, в котором указана точная

дата приезда в РФ. От этой даты и исчисляется период разрешенного проживания в стране.

При безвизовом режиме он составляет 90 дней. Если иностранец прибыл из государства,

подписанное соглашение с которым предусматривает выдачу визы, то находиться в РФ можно

до истечения срока действия данного документа. Более длительное пребывание в России – это

нарушение миграционного режима.

Ответственные за административные проступки

От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае

нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление

разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта.

Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.

Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и

работник, и работодатель. Так что, если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот,

кто его так оформил на работу.

Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в

регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет

ответственность.

Ответственность за нарушение миграционных законов

Конкретная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ в 2019

году прописана в основном в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Пункты КоАП охватывают три основных направления:

—пересечение границы;

— миграционный учет;

—трудоустройство иностранных граждан на российских предприятиях.

За такие правонарушения предусматривается штраф, исправительные работы или

принудительные меры (депортация, выдворение, запрет на въезд).

Установлена также и уголовная ответственность за нарушение миграционного

законодательства. Она связана с перевозкой через границу запрещенных средств или

организацию приезда и проживания нелегалов.

Самый распространенный вид «наказания» иностранцев, которые нарушили нормы

закона, – штраф. Взыскиваются денежные средства как с физических, так и с юридических

лиц, то есть организаций.

Например, штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей может быть наложен на иностранца

в случае нарушения правил (ст. 18.8 и 18.9 КоАП):

—пересечения границы;

— пребывания в стране;

—передвижения по территории государства;

— уведомления о владении вторым паспортом и др.

За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет

принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тысячи рублей,

должностные лица – 40-50 тысяч рублей, а организации – 400-500 тысяч рублей.

Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ.

Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на

работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тысяч рублей.

Предусмотрен также штраф за непредставление сведений в миграционную службу.

Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в

известность ГУВМ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден

уплатить штраф в размере 400-800 тысяч рублей, а должностное лицо, допустившее указанное

правонарушение, – 35-50 тысяч рублей.

В каких случаях ответственность усиливается

Помимо штрафа, иностранный гражданин, который сознательно нарушал нормы

миграционного законодательства в течение длительного периода, может быть подвергнут

более жестким санкциям.

Самой строгой мерой наказания считается выдворение из страны с последующим

запретом на въезд в течение определенного периода – от 3 до 10 лет; наибольший срок

предусмотрен за нелегальное пребывание на территории России больше 1 года.

Если иностранец незаконно проживал в стране более 120 дней, въезд ему будет

разрешен через 3 года, если период незаконного проживания превысил 180 суток, то в Россию

нарушитель сможет въехать только через 5 лет.

Кроме того, все, кому запрещен въезд на территорию государства, внесены в черный

список мигрантов.

Для юридических лиц, которые незаконно трудоустраивают иностранных граждан,

усиление ответственности может заключаться в приостановлении деятельности предприятия

на 3 месяца.

Как можно оспорить решение об административном наказании

Если иностранец считает, что административные санкции были наложены на него

неправомерно либо у него есть смягчающие его вину обстоятельства, он может опротестовать

решение суда (или иного органа). В таком случае нужно обратиться с ходатайством о

пересмотре дела в суд или в отдел иммиграционного контроля ГУВМ по месту проживания.

Основания, по которым решение может быть изменено и меры в виде выдворения

сняты:

— «гуманитарные» (лечение, уход за больными родственниками и др.);

— «семейные» (если у мигранта есть в стране супруг(а), дети);

—по выявлению новых обстоятельств (если вердикт был вынесен ошибочно);

— миграционная амнистия и др.