Современная миграционная политика Российской Федерации направлена
на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения
демографических проблем страны.
Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными
актами.
Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:
—Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ»
— Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
— Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных
граждан в РФ»;
— тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ
МВД (ФМС);
—межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими
государствами об урегулировании данного вопроса;
— отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов
РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных
граждан.
Основные типы правонарушений в сфере миграции
Основные категории нарушений миграционного законодательства связаны:
— с пересечением государственной границы;
—с пропиской и постановкой на миграционный учет;
— с трудоустройством;
—с подтверждением легального пребывания на территории страны.
Административные проступки выражаются в просрочке разрешительных документов,
несоблюдении сроков посещения подразделения ГУВМ для постановки на учет, фиктивной
прописке, нелегальном трудоустройстве и др.
Порядок привлечения к труду иностранной рабочей силы зависит от статуса мигранта:
—временно пребывающий (с миграционной картой и патентом);
— временно проживающий (с РВП);
— постоянно проживающий (с ВНЖ).
При двух последних ни работодателю, ни иностранному сотруднику не надо получать
дополнительных разрешений на трудоустройство.
Основная часть трудовых мигрантов приезжает в РФ на «заработки», и РВП им
оформлять нет надобности.
В случае оформления в компанию временно пребывающего иностранца, работающего
по патенту, нужно соблюдать такие требования:
— встать на учет как работодатель (если мигрант приехал по визе);
—мигранты из дальнего зарубежья («визовые») принимаются в рамках квоты;
— заключить трудовой договор и уведомить об этом факте миграционные органы в
течение 3 дней.
Миграционный учет: нормы закона
Каждый иностранец, въезжающий на территорию России, обязан встать на
миграционный учет. Для этого нужно посетить отделение ГУВМ по месту проживания и
сообщить ответственным лицам, где мигрант собирается жить.
Общие сроки постановки на миграционный учет – 7 дней, любая просрочка
расценивается как нарушение режима пребывания, за что предусмотрены соответствующие
санкции.
Но есть исключения, обозначенные в международных соглашениях, например, для
граждан – участников ЕАЭС сроки постановки на учет увеличиваются до 30 дней.
В госорганах мигранту выдается подтверждающий документ, в котором указана точная
дата приезда в РФ. От этой даты и исчисляется период разрешенного проживания в стране.
При безвизовом режиме он составляет 90 дней. Если иностранец прибыл из государства,
подписанное соглашение с которым предусматривает выдачу визы, то находиться в РФ можно
до истечения срока действия данного документа. Более длительное пребывание в России – это
нарушение миграционного режима.
Ответственные за административные проступки
От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае
нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление
разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта.
Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.
Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и
работник, и работодатель. Так что, если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот,
кто его так оформил на работу.
Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в
регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет
ответственность.
Ответственность за нарушение миграционных законов
Конкретная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ в 2019
году прописана в основном в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Пункты КоАП охватывают три основных направления:
—пересечение границы;
— миграционный учет;
—трудоустройство иностранных граждан на российских предприятиях.
За такие правонарушения предусматривается штраф, исправительные работы или
принудительные меры (депортация, выдворение, запрет на въезд).
Установлена также и уголовная ответственность за нарушение миграционного
законодательства. Она связана с перевозкой через границу запрещенных средств или
организацию приезда и проживания нелегалов.
Самый распространенный вид «наказания» иностранцев, которые нарушили нормы
закона, – штраф. Взыскиваются денежные средства как с физических, так и с юридических
лиц, то есть организаций.
Например, штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей может быть наложен на иностранца
в случае нарушения правил (ст. 18.8 и 18.9 КоАП):
—пересечения границы;
— пребывания в стране;
—передвижения по территории государства;
— уведомления о владении вторым паспортом и др.
За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет
принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тысячи рублей,
должностные лица – 40-50 тысяч рублей, а организации – 400-500 тысяч рублей.
Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ.
Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на
работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тысяч рублей.
Предусмотрен также штраф за непредставление сведений в миграционную службу.
Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в
известность ГУВМ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден
уплатить штраф в размере 400-800 тысяч рублей, а должностное лицо, допустившее указанное
правонарушение, – 35-50 тысяч рублей.
В каких случаях ответственность усиливается
Помимо штрафа, иностранный гражданин, который сознательно нарушал нормы
миграционного законодательства в течение длительного периода, может быть подвергнут
более жестким санкциям.
Самой строгой мерой наказания считается выдворение из страны с последующим
запретом на въезд в течение определенного периода – от 3 до 10 лет; наибольший срок
предусмотрен за нелегальное пребывание на территории России больше 1 года.
Если иностранец незаконно проживал в стране более 120 дней, въезд ему будет
разрешен через 3 года, если период незаконного проживания превысил 180 суток, то в Россию
нарушитель сможет въехать только через 5 лет.
Кроме того, все, кому запрещен въезд на территорию государства, внесены в черный
список мигрантов.
Для юридических лиц, которые незаконно трудоустраивают иностранных граждан,
усиление ответственности может заключаться в приостановлении деятельности предприятия
на 3 месяца.
Как можно оспорить решение об административном наказании
Если иностранец считает, что административные санкции были наложены на него
неправомерно либо у него есть смягчающие его вину обстоятельства, он может опротестовать
решение суда (или иного органа). В таком случае нужно обратиться с ходатайством о
пересмотре дела в суд или в отдел иммиграционного контроля ГУВМ по месту проживания.
Основания, по которым решение может быть изменено и меры в виде выдворения
сняты:
— «гуманитарные» (лечение, уход за больными родственниками и др.);
— «семейные» (если у мигранта есть в стране супруг(а), дети);
—по выявлению новых обстоятельств (если вердикт был вынесен ошибочно);
— миграционная амнистия и др.